Мнение эксперта: плюсы и минусы квот на увеличение украиноязычных песен

Сегодня, 16 июня, депутаты проголосовали за проект закона, который предусматривает введение квот для песен на украинском языке в эфире радиостанций. 

Он предусматривает, что радиоорганизации обязаны обеспечить долю песен на государственном языке не менее 35% от общего времени звучания песен в течение суток, а также во временных промежутках с 7.00 до 14.00, с 15.00 до 22.00. Квота вводится постепенно: на протяжении первого года после вступления закона в силу квота должна составлять 25%, второго года – 30%, начиная с третьего года – 35%. Данный закон вступает в силу через четыре месяца после публикации.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Также не менее 60% суточного объема ведения передач (новости, утренние программы) должны осуществляться на украинском языке. Эта квота также вводится постепенно: 50% в первый год действия закона, 55% – во второй год, а начиная с третьего – 60%

Для того чтобы разобраться в этом вопросе более детально, редакция tochka.net обратилась к магистру интеллектуальной собственности, управляющему партнеру Правового дома "КОПИРАЙТ" Юлии Иськовой.

Юлия разложила по полочкам все плюсы и минусы квот на увеличение количества украиноязычных песен, а также дала экспертную оценку относительно нового закона. 

Эксперт считает, что так рьяно и с неподдельным интересом наша творческая интеллигенция давно не обсуждала правовые вопросы. Мнения относительно законопроекта о внесении изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании" разделились с присущим в последнее время национальным окрасом.

Юлия Иськова

магистр интеллектуальной собственности, управляющий партнёр Правового дома "КОПИРАЙТ"

Основная задача введения лимита на что-либо – это развитие собственного производства и, как следствие, рост национального экономического показателя. Так ли все будет в сфере национального музыкального продукта, который, к слову, использует текстовую составляющую песен на разных языках? От этого не страдает сама песня, а украинский исполнитель может достойно конкурировать на международной арене.Можно ли вообще ограничивать творчество автора какими-то рамками? И какая основная задача Министерства культуры Украины на сегодня в этом вопросе? Итак, давайте все же поймём, в чем плюсы и минусы предлагаемых нововведений.

Положительные моменты:

  • Украинская музыка и исполнители национального продукта смогут по прямой норме Закона требовать принятие их материала в ротацию, ссылаясь на численный показатель установленных квот.
  • Приведение в порядок лицензий многих вещательных организаций на предмет соответствия нормам законодательства, в том числе по нововведениям (но это для некоторых радиостанций может стать и существенным минусом).
  • Эфир станет наполнен не менее чем на 50% песнями украинских исполнителей, и при этом их песни (словесно-музыкальное произведение) должны быть созданы в своем большинстве на украинским языке (т.к. авторы закона предлагают сделать не менее 75% эфира именно из песен на украинском языке). Песня состоит из текста и музыки (что составляет в равных частях % произведения), и если композиция создана без слов, то фактически считается, что она подпадает под действие этих квот. Исполнитель – украинский, музыка без слов от такого исполнителя –украинская, все подходит. Только есть еще такие понятия, как переработка, сэмплирование, ремиксы и т.д. Смогут ли законодатели во всем этом разобраться и по отчетам радиостанций сделать правильные выводы о выполнении норм Закона?
  • Творческое общество начало говорить о том, что ему нужно и в каком виде. А вещательные организации обозначили свой статус – лакмус интересов слушателя. Ещё столько вопросов впереди нужно решить, а общность интересов, так же, как и их различие, даёт один важный, но положительный вывод – формирование собственной позиции.
  • Появится много новых и малоизвестных слушателю групп, которые, возможно, завоюют их сердца и смогут создать конкуренцию на музыкальном рынке.

Негативные моменты:

  • Чтобы заполнить эфир музыкой украинского производства, радиостанции вынуждены будут использовать иную (возможно, более низкую по качеству) систему отбора – выполнить норму Закона нужно, а успеют ли песни "наших" стать уже полюбившимися хитами для слушателя? И захочет ли рекламодатель разместить свою рекламу на радио во время звучания малопопулярных песен национального производства?
  • Свою частоту, конечно же, радио потерять не захотят, поэтому будут или существенно сокращены часы вещания, или замена эфирного времени аналитическим материалом.
  • Когда указания исходят от вышестоящих органов, то вначале происходит процесс отторжения и неприятия. Ведь в Законе Украины "О телевидении и радиовещании" уже давно была норма о квоте в радиоэфирах, а именно: не менее 50% национального продукта, но выполнялась ли она?
  • Также стоит помнить, что действующий Закон обозначает принципы свободы вещателя, а государство создаёт все необходимые условия для обеспечения культурных и информационных потребностей граждан (в том числе, в понимании Закона Украины "Про информацию" и Закона Украины "О государственной языковой политике"). То есть свобода самовыражения гражданина Украины не на украинском языке закрывает для него возможности донесения посредством радиоволн его творчества?
  • Поиск компромиссов займёт намного больше времени, нежели проверка системы "жить по новым правилам".
  • Как вариант, возможен протест слушателя, который будет искать альтернативные методы, чтобы послушать своих любимых исполнителей. Такой слушатель "уйдёт в Интернет" и даст толчок к развитию новых форм общения для поддержания его музыкальных потребностей.
  • На сегодняшний день в стране, где об украинских талантах мы узнаем только накануне отборов на "Евровидение" и начинаем тогда ими гордиться; в стране, где немногие артисты, авторы и их продюсеры знают про свои права, а концертные агенства продолжают бояться возить в туры музыкантов, потому что непомерные налоги съедят весь заработок даже популярных исполнителей; нашли выход – введение квот.

Юлия Иськова

магистр интеллектуальной собственности, управляющий партнёр Правового дома "КОПИРАЙТ"

Вопрос в другом: почему все дискуссии сводятся к постам в социальных сетях и интервью? Абсолютно очевидно, что за культурную сферу должны бороться все её представители, но юридически взвешенными способами. Нужно приучить решать все вопросы в творческой среде правовыми методами с привлечением профильных специалистов. И обязательно опережать принятие таких законопроектов своими дельными предложениями, не дожидаясь внесения новых со стороны государственных органов.

Кстати, недавно свое мнение по поводу введения квот высказала солистка группы Onuka – Ната Жижченко. Певица не видит смысла в подобных действиях и считает, что в Украине есть много хороших украиноязычных групп, которые поют на русском языке. 

Все самые актуальные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net

Читай также