Квоты на украинскую музыку: мнение профессионалов

Вчера, 16 июня, депутаты проголосовали за проект закона, который предусматривает введение квот для песен на украинском языке в эфире радиостанций. 

Он предусматривает, что радиоорганизации обязаны обеспечить долю песен на государственном языке не менее 35% от общего времени звучания песен в течение суток, а также во временных промежутках с 7.00 до 14.00, с 15.00 до 22.00. Квота вводится постепенно: на протяжении первого года после вступления закона в силу она должна составлять 25%, второго года — 30%, начиная с третьего — 35%. Данный закон вступает в силу через четыре месяца после публикации.

Квоты на украинскую музыку: мнение профессионалов шоу-бизнеса  © depositphotos.com

В связи с этим редакция tochka.net решила узнать мнение профессионалов своего дела — продюсеров шоу-бизнеса, PR-стратегов и юристов. У каждого из них свое видение относительно нового закона. Вадим Лисица, Сергей Дидковский, Игорь Гончаренко, Михаил Ясинский, Владимир Бебешко, Яна Прядко, Марьяна Воронина, Александр Кажиян — в комментариях нашему изданию об увеличении квот на украиноязычные песни. 

[expert author="Вадим Лисица" position="продюсер " photo_id="537046" label=0]Во-первых, если речь идет о внутреннем продукте, то здесь, скорее, доля украиноязычных песен составит 17,5%. Во-вторых, данные квоты будут вводиться постепенно — на протяжении первого года после вступления закона в силу она должна составлять 25%, второго — 30% и начиная с третьего — 35%. В-третьих, любое регулирование со стороны государства приводит к бардаку – подобными методами мы выставляем украинскую культуру на посмешище. Кто-то хотя бы раз слышал песню на украинском языке в стиле лаунж? А какие хиты 80-х на украинском в количестве 17,5% в сутки могут играть у нас? Да, были песни, но разве они того же качества, как, допустим, композиции группы Abba? 

С одной стороны, эта инициатива направлена на поддержку украиноязычного артиста, но с другой — "медвежья услуга" для всех остальных участников рынка, в первую очередь, радиостанций и топовых артистов. Некоторые форматные станции будут просто вынуждены в связи с этим закрыться, что никоим образом не может повлиять на рынок позитивно, а если человеку нравится та или иная песня, то он найдет способы ее послушать не на радио. Не хочется, чтобы Украина повторила опыт Белоруссии. Сейчас там нет как такового шоу-бизнеса и артистов, а ведь все тоже начиналось с квот. В итоге "три с половиной певца" до такой степени надоели слушателям, что просто сами себя изжили. Почему артисты должны писать исключительно на украинском, если этого хочет меньшинство? Почему эти квоты вводятся только сейчас? Кому поможет закон о введении квот на увеличение украиноязычных песен? Наверное, тем артистам, которые в силу каких-либо причин раньше не ротировались на радио. Здесь проявляется доля популизма, который мне лично несимпатичен. Хочется верить, что Президент отправит этот закон на доработку, потому что в нем не учтены многие нюансы.[/expert]


[expert author="Сергей Дидковский" position="PR-стратег "Ольшанский и партнеры" " photo_id="537043" label=0]Оценивать любой закон следует в контексте пользы для общества. Если результат выполнения закона для нас с вами идет в плюс, то он хороший. Данный закон плохой, потому что он не несет в себе пользы. Если музыканта не слушают, то кто, кроме самого музыканта, в этом виноват? Да, он может играть музыку, которая является неформатом для эфира, оттого его не слушают. Мы же говорим о введении квот на форматную музыку, которую уже допускают в эфир и которую сейчас слушают массы. Потому, если форматного музыканта не хотят слушать, то он делает музыку, которая неинтересна. После принятия закона он может рассчитывать на сугубо математическое попадание в эфир. Просто потому, что он форматный и украинский. Просто потому, что он попал в эти 30%. Однако своим присутствием в эфире он не принесет ему (эфиру) пользы. Потому что, несмотря на украинское происхождение, он играет плохую музыку.

Станет ли теперь с новым законом больше хороших музыкантов? Нет. Потому что музыканта нельзя квотировать, потому что априори хороший музыкант — он сам по себе. А априори плохой надеется на финансовую и смысловую поддержку государства. Это как в Советском союзе, где в Союз писателей (а там давали квартиры, дачи, премии, автомобили за счет государства) принимали не талантливых, а преданных партии писателей. Украине нужен закон о запрете дубляжа фильмов, чтобы все фильмы шли языком оригинала с субтитрами. Потому что нужно интегрировать украинца в мировую культуру и заставлять учить язык. Вот такой закон принес бы пользу для общества. А квоты — это Советский союз.[/expert]


[expert author="Игорь Гончаренко" position=" PR-manager" photo_id="537031" label=0]К сожалению, часто принимают закон, а затем думают, как будут его воплощать в жизнь. Какие будут последствия? Для меня не совсем понятно, каким образом нишевые радиостанции и телеканалы, которые специализируются на танцевальной и ретромузыке, классических произведениях, джазе смогут реализовывать данный закон? Дело в том, что физически нет достаточного количества контента, дабы заполнить эфир, и через 4 месяца вряд ли появится.

Естественно, отрасль необходимо развивать и стимулировать, но другими способами. Проще всего написать закон, нежели продумать грамотную стратегию, механизмы внедрения и развития украиноязычной музыки. Такого рода законы приведут к тому, что нишевые радиостанции, телеканалы уйдут с рынка, так как физически не смогут заполнить квоту, либо потеряют свой рейтинг в связи со сменой формата, и слушатель/зритель сам уйдёт в Интернет. Это может погубить целую отрасль, которая в последнии годы и так не в очень хорошем положении.[/expert]


ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

[expert author="Михаил Ясинский" position="генеральный продюсер Secret Service EA" photo_id="537045" label=0]Этот закон принят парламентом от имени предполагаемого большинства, и теперь его нужно рассматривать не как проблему, а как возможность для радиобоссов стимулировать артистов писать песни на украинском, искать и раскручивать новые имена, продуктивно взаимодействовать с продюсерами, требовать от них качества продукта. А также участвовать в промотировании новых имен, потому что аудитории нужны не просто хорошие песни, а хорошие песни в исполнении звезд! Топовым артистам, работающим на русскоговорящую аудиторию, нужно искать новые инструменты маркетинга.

Рынок и вся наша индустрия будет подстраиваться под результаты внедрения этого закона, о которых пока говорить рано. Пока непонятно, к чему он приведет и чем является этот закон — асфальтом или удобрением. Но мы готовы меняться. А вот готова ли власть, принимающая такие решения, идти навстречу индустрии и создавать благоприятные условия для нашей работы — предоставлять льготы для организации гастрольной деятельности, финансировать фестивали, обеспечивать защиту авторских и смежных прав... Будем делать, что делается, и будь, что будет.[/expert]


[expert author="Юлия Брунь" position="юрист, специалист по вопросам авторского права " photo_id="537042" label=0]Практику квотирования зарубежного контента широко применяют разные государства. Вопрос только в конечной цели их применения. Например, если провести аналогию с кинорынком, то в свое время важным фактором успеха в корейском кино стала государственная поддержка отечественного продукта и введение системы процентных отчислений в пользу бюджета Киносовета Кореи от каждого билета в кино. Аналогичные меры принимала Франция, правительство которой обязало кинотеатры отчислять налоги от продажи билетов в фонд поддержки национального кино. Введение же квот украинского радиоэфира не сопровождается реформами в сфере защиты прав авторов и исполнителей. В сложившихся в Украине правовых реалиях пользователи не хотят платить, а эффективных методов массового воздействия на неплательщиков — нет.

Это приводит к тому, что доля роялти в общей структуре доходов украинских звезд составляет мизерную часть, и возможность заработать появляется в основном за счет выступлений на концертах и корпоративах за "живые" деньги. У них нет возможности посвятить себя творчеству в той мере, в которой это доступно их зарубежным коллегам. Кроме того, отсутствие материальных ресурсов не дает возможности дальше развиваться многим молодым и талантливым украинским авторам и исполнителям, поскольку популярность их продукта зачастую не имеет дальнейшего материального выражения в виде полученных роялти. А это, в свою очередь, отражается и на общем качестве продуктов "творческой экономики", снижает их конкурентоспособность. Поэтому введение квот без реформирования системы защиты авторских прав ни к чему не приведет. Более того, качественного украиноязычного контента может оказаться просто недостаточно, чтобы обеспечить долю в 35% эфира. Кроме того, уже сейчас активно развивается технология онлайн-радиостанций и другие платформы, предоставляющие доступ к музыке, где пользователь сам "ставит" музыкальные треки "в эфир".[/expert]


Владимир Бебешко

звукорежиссер и музыкальный продюсер

В украине государственный язык — украинский! И он не может конкурировать с другими языками! Квоты нужны на другие языки, на которых общаются в УКРАИНЕ!


[expert author="Яна Прядко" position=" исполнительный продюсер, директор компании "Master Management" " photo_id="537048" label=0]В каждом вопросе есть несколько сторон, и нужно мудро подходить к решению. Квоты на украинское - да, но я бы сказала правильнее Made in Ukraine, а не исключительно на украинском языке — это во-первых, и с пониманием формата вещателей — это во-вторых. Такими квотами можно "убить" сетевые нишевые радиостанции (танцевальные, Hit fm или lounge fm), а слушатель просто закачает в плеер любимые треки или перейдет на интернет-радио — мы живем не в прошлом веке!!! Работая с рядом артистов, мы много лет сталкиваемся с проблемой хорошего украиноязычного материала! Когда тяжело найти артисту хороший хитовый трек, много банальных демок присылают авторы... Песни для количества делать не хочется... Почему бы эти квоты не дать для аренды залов и проведения концертов по Украине в турах поддержки альбомов, например?! Зачастую аренда залов равна гонорар артиста и всей команды, что отражается на цене билетов на концерт... Лояльность нужна именно в разных плоскостях музыкальной сферы, чтобы артистам можно было дышать и создавать новое! Создайте фестивали, как это было раньше, чтобы артисты готовили новые программы, был стимул для развития...

Слишком много действий принудительных, а не созидательных... На этой неделе, например, вышел украиноязычный альбом Наталии Бучинской "Все для тебе" — это было ее личное желание, без всяких квот, у Димы Коляденко выходит летний украинский трек "ГАСИМСЯ" — Диме предложили хитовый трек, и он его с удовольствием записал. Никто не против украинского языка, главное, чтобы этот материал был!!! И нельзя забывать, что у нас есть отличные англоязычные группы и артисты (например, The Hardkiss и Pianoбой), и как тогда быть с их материалом?! Ведь они гастролируют по миру, и о них говорят, что они из Украины! Квоты их просто задавят... Так нельзя, это глупо. Должен быть баланс. При всем уважении к артистам взрослого поколения, квоты их не спасут, и они все равно не попадут в эфиры радиостанций, если их песни будут морально и музыкально устаревшими! Нужен современный материал. Если Ротару может делать хорошие треки, то и без всяких квот радиостанции их ротируют! Я понимаю и сторону артистов, и сторону медийщиков, тут должен быть диалог, но никак не квоты и принуждение. Музыка должна идти в ногу со временем и в разных стилях, у слушателей должен быть выбор. Я за квоту Made in Ukraine![/expert]


[expert author="Марьяна Воронина" position="директор компании "BEST MUSIC" photo_id="537087" label=0]Принятое решение ВР касательно квот у меня вызывает двойственные чувства. С одной стороны, это в какой-то мере поможет быть более услышанными артистам и авторам с украинским репертуаром, с другой стороны, это решение, безусловно, ограничит возможности также украинских артистов, которые поют на других языках. Правильно ли такое решение, покажет только время! Нам всем остается только адаптироваться к происходящим изменениям.

Честно говоря, для меня до сих пор остается загадкой важность и приоритетность постановки вопросов в нашей стране. У нас существует большое количество более острых проблем, чем квоты. Но если уже политики горят желаниям что-то привнести в культуру страны, может стоило бы обратить внимание на детские дома культуры, которые пока существуют только за счёт преподавателей-альтруистов, которые просто любят детей?![/expert]


Александр Кажиян

исполнительный продюсер, EA Secret Service

Закон принят. Придётся соблюдать. Кто кого — закон рынок или рынок закон — узнаем через время.

Все самые актуальные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.  

Читай также