Анна Чайковская – украинская джазовая певица. Хотя, впрочем, не только джазовая и не только украинская. Ее творческая жизнь полна экспериментов и неожиданных поворотов, от джаза и авангарда до фольклора и духовной музыки. Анна родилась в Донецке, успела пожить в Крыму, Киеве, Санкт-Петербурге. На сегодняшний день певица живет в Москве.
Анна Чайковская – невероятно харизматичная и сильная личность, но о ней крайне мало информации и каких-либо интервью, ведь, как она сама мне призналась: "Я просто занимаюсь музыкой, а не шоу-бизнесом". Как только я узнала, что она посетит нашу столицу, сразу же договорилась об интервью. Мы встретились в одном колоритном заведении на Андреевском спуске и за чашкой согревающих напитков начали нашу не менее теплую беседу.
Наш разговор получился настолько интересным, что еле уместился на 14 страницах интервью. Поэтому я решила поделить его на две части: чтобы сначала познакомить читателей с личной историей Анны, а потом рассказать о ее отношении к джазу, духовной музыке и творчестве в целом.
- Анна, многие называют вас харьковской певицей. Но, насколько я знаю, вы родом из Донецка. Мне бы хотелось прояснить этот момент в самом начале.
Да, это так. И это вполне объяснимо. Ни в одном другом городе я не спела столько концертов, сколько спела в Харькове. Но это, пожалуй, единственный город, в котором никогда не жила (смеется). Хотя, если суммировать все дни моего пребывания в Харькове, то выйдет, думаю, пару лет. Я родилась в Донецке. Сразу после моего рождения родители уехали на Сахалин, где мы провели 5 сказочных лет, а после вернулись. Ну а там началось – школа, дворец пионеров, танцы, музыка...
- Ваши родители до сих пор живут в Донецке?
Папа в Донецке, не может бросить работу. Мама с началом событий уехала в Киев. Все, что происходит на Востоке Украины – ужасно и страшно. Да и сам факт, что твоя семья не может быть вместе из-за войны, просто не укладывается в голове. Недавно у моего папы был юбилей, и я не смогла к нему просто взять и приехать. После смерти бабушки приезжала к ней на могилу, теперь могилы нет, кладбище было рядом с аэропортом. Посмотреть, что от него осталось, тоже нельзя – стреляют без предупреждения.
- Предлагаю вернуться к теме вашего творчества. Как вы начали заниматься музыкой?
В 13 лет я аккуратно спросила маму, можно ли мне посещать ансамбль украинской песни. "Только если это не отразится на твоей успеваемости", – был ответ, и с того момента начались мои профессиональные занятия вокалом. Музыка была со мной с колыбели, пела я всегда, еще до того, как начала говорить, в доме было фортепиано. Однако в музыкальную школу меня не отдали, сказался мамин негативный опыт, и занималась я с прабабушкой. Короче, я пела под собственный аккомпанемент, потом стала петь какие-то песни под минусовки, триумфально поучаствовала в паре конкурсов…
В общем, непоправимое случилось после девятого класса: я, недолго думая, забрала документы и снесла их в Донецкое музыкальное училище, а после – в консерваторию. Но стоило мне пополнить гордые ряды студентов этого ВУЗа, как судьба предоставила шанс покинуть суровую шахтерскую родину, и в 2000 году с парой чемоданов тощая студентка оказалась в Киеве. Впрочем, Донецкую консерваторию я все-таки окончила, где-то есть диплом. А дальше были киевские клубы, сотни тысяч каверов и прочие прелести долгожданной столичной жизни вдали от родителей.
- Хочу более детально поговорить о вашем тандеме с группой Acoustic Quartet.
Позже я как раз познакомилась с Фимой Чупахиным (клавишник Acoustic Quartet –
Состав музыкантов менялся. Помню, как на одном из концертов Фима представил мне нового барабанщика, мрачного типка невысокого роста, небритого, который стоял в наушниках все время, пока мы обсуждали программу, а потом поднял глаза с поволокой и прохрипел: "Я ненавижу джаз, я люблю "Пантеру". Это был Сережа Балалаев. Группа Acoustic Quartet сформировалась на моих глазах. Лет 10 мы играли вместе постоянно. Сейчас встречаемся реже, но однажды…
- Существует ли ваш альянс с Acoustic Quartet на сегодняшний день?
К сожалению или к счастью, сейчас мы практически не играем. Нет, мы не расстались, не поссорились, и, когда есть такая возможность, по-прежнему рады вместе играть. Но сразу после выхода альбома "Кросна" музыканты уехали – Фима в Нью-Йорк, а Дима в Берлин. Я вышла замуж за коренного москвича, а это редкий вымирающий вид (смеется). Таких людей нужно беречь, поэтому мне и пришлось перебраться в Москву.
- Судя по тому, что вы жили во многих городах, вас смело можно назвать космополитом. Насколько в целом пространство влияет на ваши внутренние ощущения?
Безусловно влияет. И лично на меня влияет очень. Были в жизни случаи, когда приезжаешь в город впервые, выходишь из поезда и вдруг понимаешь, что ты здесь будешь жить. Так было с Киевом и Петербургом. И в обоих случаях между встречей и воссоединением проходило 4 года. Так случилось с Римом весной 2015.
Сейчас я живу в Москве с любимым мужем. И вот интересно. Москва – город сумасшедшей энергии, высоких скоростей и повышенных оборотов. Здесь столько всего происходит, что хочется сидеть в домике и никуда не выходить, слушать "Иже Херувимы" и удалить аккаунт в Facebook.
- Вы пели с Андреем Запорожцем (SunSay), Святославом Вакарчуком, Петром Наличем. Расскажите об этом подробнее.
Ой, это очень давняя история. Ну пела с "ОЭ", еще с прежним составом. А с Денисом Дудко в "Схiд-Side" тогда же пела джаз. Ну Сану записала в песню импровизацию. Это вообще не считается. С Петей Наличем мы пели дуэт из оперы Майкла Наймана в присутствии довольного автора.
Самым, на мой взгляд, важным для меня событием стало выступление с Владимиром Мартыновым и Вячеславом Гайворонским в 2015 году. Гайворонский и Волков – да я и мечтать не смела, а у нас трио. Владимир Мартынов – столп музыки нашего времени, просто прикоснуться к этому человеку – и ты уже никогда не будешь прежним. Петь с Андреем Кондаковым и Полем Булленбеком – ничего себе. Короче, я много с кем пела, да.
- Сейчас вы работаете с музыкантами очень высокого уровня, и многие называют вас одной из самых сильных вокалисток СНГ. Не думали связать себя с преподавательской деятельностью?
Да? Кто называет? Сильная вокалистка – это как? Открою секрет: у меня не сильный голос, просто я им умело пользуюсь. Голосом надо владеть, это открывает тебе новые горизонты. Но это огромный труд, физический и духовный. Я тружусь. Сейчас, когда концертов и поездок меньше, тружусь именно лабораторно, и это доставляет огромное удовольствие. Мне периодически пишут люди в социальных сетях с просьбой позаниматься с ними вокалом, и я сразу задаю им встречный вопрос: "А вы уверены, что вам это нужно?". Потому что многие романтизируют профессию артиста.
Музыкой очень сложно зарабатывать на жизнь, как и сложно жить в этом психологически раскаленном пространстве. Учить пению – огромная ответственность. По моему глубокому убеждению, без досконального знания механики и техники пения лучше не браться за преподавание. Ты можешь попросту искалечить человека. Знаю по себе. Но, похоже, у Господа на меня есть какие-то планы, и пока я при голосе и в окружении людей, у которых есть чему учиться. Одно я знаю точно: заниматься вокалом с учеником – адский труд. Но кто-то ведь должен.
- То есть вы перфекционист в этом плане?
Вовсе нет. Но так сложилось, что в силу разных причин у меня тяжелый вокальный путь. По сей день мне говорят: "Зачем учиться дальше? Ты так круто поешь! Тебе самой впору преподавать". Я диву даюсь! О том, как на самом деле поет певец, знают только певец и его учитель (если это хороший учитель).
- Мне кажется, что ваши поклонники заждались от вас чего-то нового. Готовите ли для них что-то?
Не буду вдаваться в подробности, надеюсь, в этом году выйдет то, чего еще не было. Летом в Одессе планируется совместное нечто с японскими и турецкими музыкантами...
Все самые актуальные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии