Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич специально для tochka.net - о том, что сейчас происходит в украинском кино и чего от него ждать дальше.
- Юлия, недавно были пересмотрены результаты питчинга Госкино, после чего некоторым фильмам отказали в финансировании. Как вы можете охарактеризовать эту ситуацию?
Очень долго питчинга Госкино вообще не было, только питчинг проектов патриотического направления Министерства культуры в 2018 году, где я была членом экспертной комисии. Поэтому на 11-м питчинге Госкино было большое количество представленных проектов. И впервые этот питчинг проводился по новому закону "О государственной поддержке кинематографии в Украине", когда решения утверждались Советом по вопросам кинематографии на основе экспертных оценок. Эта ситуация всколыхнула всю индустрию, обнаружила определенные пробелы, которые существуют в нормативной базе, и показала определенный кризис роста, когда желания и возможности не совпадают. Просмотр стал очевидной необходимостью, но здесь не могло быть легкого решения и вся ответственность лежит на Совете по вопросам кинематографии. В результате мы видим, что произошло - почти половина проектов была исключена и тут начинается самое интересное. Некоторые решения мне самой трудно объяснить, ведь они негативно сказались на имидже Украины на международном рынке, особенно это касается копродукционных проектов, которые уже имели определенные гарантии, отправились в иностранные фонды, а впоследствии "вылетели" из списка финансирования. Мне не до конца понятно, по каким критериям это все определялось, чем руководствовались, а формальные объяснения не до конца убедительны.
- Одним из фильмов, которым отказали, стала лента о Лесе Украинке, которую вы продюсируете.
Совет вычеркнул этот фильм из списка, руководствуясь обращением Гильдии режиссеров, которая не имела на тот момент юридического статуса, и аргументировал это тем, что украинские режиссеры призвали при принятии решения отдать приоритет именно украинским режиссерам даже в копродукционных проектах. Но это, по-моему, нонсенс и не очень хороший знак, поскольку сужает возможности для копродукций в Украине. Кроме того, это было не дальновидное решение из-за того, что в 2021 году будет 150 лет со дня рождения Леси Украинки, и таким образом к тому времени вряд ли можно будет успеть реализовать этот фильм, если съемки не начнутся в следующем году. Я поддерживаю украинских режиссеров во всем, что делаю, и это не их вина, обращение стало просто подкреплением аргументации. Настоящая причина для меня не понятна.
- Как вообще происходит распределения финансирования украинских фильмов? На какой срок оно предоставляется?
Согласно закону "О государственной поддержке кинематографии в Украине" урегулировано, что можно получить 100% финансирование фильма, если это детская лента, фильмы особой культурной значимости, авторские и просветительские фильмы и тому подобное. Если это картина для широкой аудитории, можно получить 80% финансирования, на сериалы - 50%. Это максимальные суммы, можно, конечно и меньше. Но здесь есть коллизия, как по мне. Например, если продюсер представляет проект, бюджет которого составляет 5-10 млн евро и просит 100% финансирования, а бюджет Госкино на финансирование вообще составляет 16 млн евро в год, то закон не предусматривает, как выходить из этой ситуации. Поэтому здесь заложено в определенной степени уже ручное управление, что является некорректным. По срокам прописано в течение трех лет право обратиться за этими деньгами, но опять же, когда подаются проекты, в них указаны производственные планы и то, когда фильм будет завершен, то есть когда его нужно сдать. Все это регулируется договором, который подписывается между Госкино и продюсером.
- Один из фильмов, который также был создан при государственной поддержке Министерства культуры Украины, и он последние месяцы у всех на слуху - дебют Наримана Алиева в полном метре "Додому". С чем, по вашему мнению, связан ажиотаж вокруг этого фильма?
Я была в экспертной комиссии Министерства культуры, когда этот проект был презентован. Видела и короткий метр Наримана Алиева, который был на Берлинале. Собственно, он и стал основой фильма "Домой". Я очень болела за него. Интерес к ленте возник по многим причинам. Прежде всего это тема. Она близка нам и поняла, потому что мы здесь живем. А с другой стороны волнует и интересует зрителя за пределами Украины, которому интересно посмотреть на то, как собственно живут люди в такой ситуации, когда не могут вернуться домой, особенно крымские татары, в которых, кажется, нет ни одного поколения, которое не столкнулось с преследованиями. Этой теме уделялось недостаточно внимания как в Украине, так и в мире в целом, мало фильмов снималось об этом. С аннексией Крыма она вышла на новый уровень, на широкую общественность. Все мы это сейчас переосмысливаем и переживаем. А кроме того, подтверждается то, что Нариман Алиев является талантливым режиссером, поскольку это полностью украинский фильм, это не копродукция. И "Додому" сразу попал в такую важную программу Каннского кинофестиваля как "Особый взгляд", что очень престижно. В дополнение в фильме Ахтем Сеитабаев, вероятно, сыграл свою лучшую роль на данный момент. Не зря фильм стал обладателем Гран-При 10-го Одесского международного кинофестиваля.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
- На премьерных показах "Додому" в разные даты и в различных кинотеатрах, были солдауты. Что влияет на интерес аудитории к украинскому кино - дело в удачной продвижения ли другой секрет успеха?
Если бы кто знал секрет успеха, то все фильмы были успешными. Всегда есть тот неизвестный фактор, тот пятый элемент, который влияет на попадание в нужный момент, в нужную эмоцию, настроение, которое царит среди зрителей, аудитории. Конечно удачное промо играет свою роль. Это сложный процесс, и украинским фильмам нужно пройти еще долгий путь, чтобы они смогли конкурировать с иностранными. Но мы уже на этом пути. С Одесским международным кинофестивалем мы именно для того инициировали Национальную кинопремию Золота Дзиґа, чтобы популяризировать наше кино, создавать институт звезд. Чем ризностороннишою будет деятельность по популяризации среди зрителей украинских фильмов, тем лучшим будет результат.
- Как вообще украинским фильмам бороться за своего зрителя, если ленты нашего производства очень часто кинотеатры расписывают на неудобное время, ставя сеансы утром?
Такая ситуация существует, но я бы не обвиняла только кинотеатры в этом. С одной стороны есть квота украинских фильмов и кинотеатры должны ее соблюдать. Но ее можно обойти таким образом, как роспись фильмов в неудобное время. С другой стороны кинотеатры - это частные бизнесы, поэтому они берут во внимание спрос и предпочитают "беспроигрышные варианты" голливудские ленты. Имидж украинского фильма еще не на достаточном уровне для конкуренции. Здесь надо повышать качество лент и работать над имиджем. К кинотеатрам тоже стоит прислушаться, поскольку они являются тем самым звеном в киноиндустрии, которое имеет непосредственный контакт со зрителями, знает их вкусы. Их тоже надо привлекать к анализу стратегической поддержки фильмов. Это даст возможность понимать, какими должны быть ленты, чтобы удовлетворить все потребности аудитории, даже самой привередливой.
- Какие украинские фильмы, которые будут выпущены в ближайшее время, могут повторить успех того же "Додому"?
Я могу назвать несколько таких фильмов. Все они были на ОМКФ. Например, комедия Антонио Лукича "Мої думки тихі" - я просто фанат этого режиссера. Также у фильма "U311 “Черкаси" Тимура Ященко, уверена, будет хорошая история. Это если говорить о тех фильмах, которые выйдут в ближайшее время. Также мне интересно, какая будет судьба у фильма "Віддана", поскольку это украинское литературное произведение и своеобразная попытка сделать женское кино, которое является арт-мейнстримом.
- А как быть с финансированием и питчингом, чего ждать в дальнейшем?
Ситуация, которая возникла из питчингом, вызвала определенный кризис, непонимание и растерянность среди участников киноиндустрии. С другой стороны сейчас идет конкурс на замещение должности главы Госкино, на который я тоже подала свою кандидатуру. Для меня это было сложное решение, но я поняла, что имею своё видение, силы, опыт и контакты, которые могу применить. И делаю это ради того, чтобы наша индустрия развивалась. Много было сделано до сих пор и, мне кажется, я вижу, что можно сделать для оптимизации уже имеющихся инструментов, ввести нового. Надо провести детальный анализ нормативной базы и предложить изменения к ней. Насколько я знаю, на следующий год заложено 750 млн грн на поддержку кино, в том числе и на рекламу. Это больше чем в прошлом году, но теперь Украинский культурный фонд больше не будет поддерживать производство украинских фильмов. Все будет сосредоточено в Госкино. В следующем году состоится шесть питчингов и, надеюсь, поддержка государства будет постоянной.
- Является ли эта сумма достаточной для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень производства?
В целом, да. Конечно, всегда хочется больше, но 750 млн грн являются конкурентоспособным бюджетом, если сравнить с другими европейскими кинофондами. Но надо усовершенствовать систему критериев отбора проектов, поработать с экспертизой и разработать стратегию, какое кино нам нужно, чего хочет украинский зритель в широком прокате, какое кино должен представлять Украину на международной арене, которые ленты нужны для свободы художественного выражения, детские фильмы, анимация и т.д. . Необходимо определить, в каких пропорциях эти фильмы нужно поддерживать и собственно оптимизировать все процессы, максимально сделать их понятными, прозрачными и прогнозируемыми и открытыми. Много было сделано до этого, но сейчас пришло время переходить на следующий уровень.
Напомним, украинский фильм "Додому" поборется за Золотой глобус.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
- "Корона Карпат": как прошло открытие 8-го кинофестиваля в Трускавце
- Оля Полякова дебютирует в качестве кинопродюсера: все подробности
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии