Мой роман с украинской инди-рок-группой Vivienne Mort длится около полугода. Он начался с песни "Ти забув про мене". Именно тогда я впервые открыла для себя их музыку, которая на тот момент совпала с моими личными переживаниями.
У меня всегда складывалось такое ощущение, что Vivienne Mort как будто из другой планеты, и, конечно же, мне хотелось пообщаться с солисткой группы – Даниэлой Заюшкиной − лично. Недавно мне удалось воплотить в жизнь задуманное, и хочу сказать, что Даниэла показала не только свой космос, но и целую вселенную.
- Дана, вы солистка инди-рок группы. Трудно ли быть музыкантом этого направления в Украине?
Инди-роком называют меланхоличную, почти что нероковую музыку, грубо говоря, без дисторшна (эффект искажающий звук, который также часто называют overdrive или fuzz– tochka.net). Так и в энциклопедии написано. Думаю, нас так надо называть, чтобы организаторы фестиваля понимали, на какую сцену нас ставить (очень удобно, если нет времени послушать). Кстати, "инди" означало "независимый" только пока дело касалось британский инди-лейблов.
Мне почему-то кажется, что ваш вопрос переводится так: "Не сложно ли группе самой себя продюсировать?". Конечно, сложно, ведь мы действуем не по шаблону, пробуем всякое не испробованное, ко всему приходим своим умом. Без продюсера у артиста может быть дурацкая прическа, но живая музыка. Если она у него есть. С прической проще. Не всем музыкантам повезет найти такого продюсера, который будет единомышленником и постарается сохранить их индивидуальность. Такие примеры есть, но это, скорее, исключение, а не правило.
Поскольку наш коллектив образовался довольно спонтанно и творчество Vivienne Mort больше передает чувства, чем мысли, то каких-то целенаправленных поисков людей, которые продвигали бы наше творчество, не было. Группа Vivienne Mort состоит из нескольких человек. Я пишу песни, всеми остальными (в том числе продюсерскими) вопросами изначально занимался наш барабанщик – Глеб Процив. Также мы подписаны на лейбл Игоря Тарнопольского Enjoy! Records.
- Многие украинские продюсеры считают, что как таковая школа шоу-бизнеса на постсоветском пространстве только зарождается. К чему должен быть готов музыкант, который сегодня выступает в инди-рок группе?
Может и так. Я в шоу-бизнесе мало верчусь. Бывает, музыкант делает вид, что он и шоу-бизнес не пересекаются. Я это слово связываю с коммерческими музыкальными проектами. Да, многие такие проекты выглядят наивно. Только при чём здесь "постсоветское пространство"? Это же просто пространство, где живут разные люди. Советского стиля придерживаются, допустим, УТ-1, эстрадно-цирковое училище, и там все меняется не очень быстро. Только я еще не встречала человека, который не хотел бы быть Степаном Гигой, но был им. Возможно, этот шоу-бизнес должен быть таким и не притворяться. Такова его природа.
По поводу наших личных старых убеждений и традиций – мы стараемся не бояться перемен и развиваться. Если одежда износилась, тело её выбрасывает. Если тело износилось – душа его выбрасывает. Если лошадь умерла, то ее лучше похоронить, поблагодарить и идти дальше. Дальше она не повезет. Нужно не бояться делать что-то новое. В творчестве мне всегда хватало наглости показывать всё, что у меня происходит. Зачастую в недостаточно доработанном виде. Нужно повышать качество музыки, а не думать про трудности в жизни инди-музыкантов.
- Сколько времени уходит на репетиции? Опишите ваш день.
Мой распорядок дня во многом зависит от группы, и это на самом деле хорошо, потому что я – человек спонтанный и расфокусированный. Вчера я проснулась в три часа ночи и включила какую-то лекцию о средневековой философии, потом поспала два часа, а в пять проснулась и стала заниматься йогой. Теперь собираю мысли для нашей беседы.
У группы же есть четкое расписание: репетиции, концерты, поездки, и это меня собирает. Много репетировать – плохо. Я каждый раз пропускаю песни через себя, и мне бы не хотелось из-за слишком частых прогонов петь их, как поют песню "Батарейка" возле костра. Репетируем умеренно, просто чтобы быть в форме.
- Насколько для вас важен момент импровизации на сцене? Насколько вы чувствуете эмоциональную связь со зрителем?
Многое зависит от атмосферы в зале – с каким настроением придут зрители и мы, поймем ли мы друг друга. Если мы будем друг с другом искренними, то какие-то моменты могут перерасти в импровизацию. Бывает, что-то пошло не так, а получилось хорошо и живо. Все, что живо – хорошо. Но только каждый из нас четко знает свою партию, и мы не сильно одобряем какие-то лишние ноты. По той простой причине, что мы не музыканты-виртуозы и не готовы поразить публику своими импровизациями. В общем, мы со слушателями собираемся по другим причинам.
- Многие музыканты испытывают страхи: поломается микрофон, выключится электричество… Возникают ли у вас подобные мысли перед выходом на сцену?
Однажды у меня пропал голос, потом я всё время боялась опять его потерять. Даже экономила его на выступлениях. Помню, как между концертами мне варили микстуру на анисовых зернах с Егермейстером (немецкий крепкий ликер – tochka.net), принимала по столовой ложке каждые полчаса. Это был единственный раз, когда я напилась на выступлении.
На самом деле – все в голове. Мы сами себе выбираем страхи. Но они никому не интересны. Нельзя плохо петь, держась за горло и показывая, что у тебя форс-мажор. Есть цель – хороший концерт. Страхи для лузеров.
- В связи с последними событиями огромная часть украинского музыкального рынка освободилась. Почувствовали ли вы на себе эти изменения? И поменялся ли за это время, на ваш взгляд, украинский зритель?
Конечно, когда народ переживает эмоции "на грани", проходит через тяжелые испытания, это не может никак не сказаться на общей атмосфере, но я бы не сказала, что общество стало более осознанным. Освобождение рынка – это еще не осознанность. Из настоящих решений – люди стали больше ходить на концерты, это правда. После продолжительного напряжения всем хочется радости. Это естественно. А сколько можно? Нет возможности бесконечно завязывать узел, когда-то его необходимо ослаблять. Вдохнуть-выдохнуть и почувствовать свободу. Музыка – то, что способно давать свободу, смягчать сердце, расслаблять.
- Святослав Вакарчук на своей странице в Twitter сказал про Vivienne Mort: "Мурашки по коже и радость от новой украинской музыки". Какой была ваша первая реакция после этих слов? Знакомы ли вы со Святославом лично?
Мы лично не знакомы со Святославом, но для нас, как и для многих других здесь, он как отец. Я росла с его первыми альбомами. Он мне сообщил очень много важных мыслей. Подал пример, научил меня быть смелой и не стесняться своего творчества и своих особенностей.
И, конечно, если человек, который занимает весомое место в твоей душе, одобряет то, что ты делаешь, ощущаешь, что все происходит так, как надо. Он когда напишет про нас что-то, все мне звонят со словами: "Дана, Вакарчук пишет!", и мои песни резко становятся любимыми у одноклассников и одногруппников. Но в обход этого сумасшествия я ему про себя тихо говорю: "Хорошо, спасибо".
Только это, как вы понимаете, не о похвале. А о похвале – если ты сильно радуешься ей, будешь переживать и от критики. Меня раздражало, что все мне шлют эту благую весть и не понимают, что надо искать свой путь и упорно работать, и ничто другое не будет важнее. Тем не менее отзывы об альбоме Rósa мне читать радостно. Он как будто наш первый альбом, он странный, его еще услышать надо, и люди услышали. Вот это ценно.
- Для вас, как для человека творческого, какую роль играет среда?
Среда – это, в первую очередь, люди и твое окружение. Конечно, для меня она играет значительную роль. Важно иметь единомышленников, иначе тебе будет сложно добиться поставленных целей. Хочешь развиваться в музыкальной сфере – больше общайся с теми, кто, на твой взгляд, в ней преуспел. Хочешь разбогатеть — знакомься с богатыми. Хочешь бросить пить, а все друзья как подставки под бутылки − будет сложнее, потому что тебе нужны единомышленники. И так во всем. Я одиночка, очень упертая и гордая по природе, но даже я это знаю. Помните рассказ Бредберри, где исчезли все люди? Осталась одна семья. Они делали вид, что наконец-то стало хорошо, а сами по одному отходили поплакать. Люди очень нужны.
Следующий круг – среда обитания. Мне периодически необходимо путешествовать. В мире много комнат. Если считать мир домом, то одной комнаты маловато. Хочется посмотреть на другие обои. Кроме того, общение с новыми людьми даёт свободу. Они не знают, какой ты. И с ними ты можешь узнать, каким еще бываешь. А ты никакой, только свободный.
Сейчас смотри клип группы Vivienne Mort – "Ти забув про мене":
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.